http://www.nrb.ru/upload/iblock/68d/msk.png
Наша география
Ваше мнение о работе Банка

Для улучшения качества обслуживания, нам важно знать ваше мнение о работе банка

Связаться с нами


«Кавминводыавиа» выписан ордер

15 декабря 2011 г.

Национальный резервный банк добился важного судебного решения в юридической борьбе за возмещение крупного кредита, который был выдан государственной компании «Кавминводыавиа».

Арбитражный суд Ставропольского края удовлетворил ходатайство НРБ о принятии обеспечительных мер в отношении должника – Федерального государственного унитарного авиапредприятия (ФГУП) «Кавминводыавиа». На имущество и денежные средства авиакомпании судебным актом наложен арест. Дело рассматривается в рамках поданного Банком иска о взыскании задолженности по ссуде.  Общая сумма требований НРБ превышает 490 млн рублей.

Летом 2011 года «Кавминводыавиа», с ведома своего владельца на тот период – государственной корпорации «Ростехнологии» и будущего собственника в лице ОАО «Аэрофлот», получила от НРБ кредит почти в полмиллиарда рублей. Средства использовались для обеспечения текущей деятельности компании и бесперебойного обслуживания потока пассажиров на самых оживленных маршрутах, связывающих южные регионы с центральной частью страны.

Крупнейший авиаперевозчик юга России, «Кавминводыавиа» контролировала 80% потока на рынке Северного Кавказа, имела лицензии на выполнение полетов в 25 стран мира и 48 городов России и СНГ. Будущее авиакомпании не вызывало сомнений. Обороты в разгар курортного сезона росли, среднемесячная выручка превышала 250 млн рублей. Предприятие находилось в утвержденном Правительством РФ перечне стратегических компаний, которые подлежали акционированию до конца 2011 года (Постановление Правительства РФ от 17.06.1998 № 784 и Распоряжение Правительства РФ от 09.01.04 № 22-р). Планировалось объединение с компанией «Донавиа» и формирование новой «Южной компании» в структуре ОАО «Аэрофлот».

Пятидесятилетний полет «Кавминводыавиа» - КМВ была образована в 1961 году - оборвался в последних числах сентября. На основании акта инспекционной проверки от 27.09.2011 был аннулирован сертификат эксплуатанта, основного документа, который подтверждает соответствие авиаперевозчика установленным требованиям. Без летной лицензии все 14 самолетов с фирменным логотипом «KMV» на борту 28 сентября остались на земле.

Акт проверки, который послужил поводом поставить на прикол прибыльную и конкурентоспособную авиакомпанию, остается одним из темных пятен этой истории. Официальных итогов инспекции «Кавминводыавиа» до сих пор не смогла получить. Но, якобы, этот «тайный» документ упоминает о финансовом состоянии КВМ – при том, что в действительности авиакомпания располагала средствами и ее долговая нагрузка оценивалась как весьма низкая. Даже самую крупную авиакомпанию держат «на лету» и обеспечивают доходность только авиапассажиры. Если на табло в аэропорту сплошное «Рейс отменен», то в балансе перевозчика неизбежно возникает «Убытки». Далее следует вал исков от кредиторов и контрагентов.

Банковские специалисты описывают финал «Кавминводыавиа» как  «реализацию административно-акционерного риска», а также рисков, «связанных с изменением собственником ГК «Ростехнологии» и ОАО «Аэрофлот» стратегии развития и деятельности компании». По существу же, речь идет о том, что в процессе акционирования и мероприятий «по оптимизации деятельности», которые проводили ГК «Ростехнологии» и ОАО «Аэрофлот» по совместно утвержденному плану, эффективно работавшая компания федерального уровня приведена на грань банкротства. Ни процесс, ни «мероприятия» еще не закончились, определить, в какой точно фазе они находятся, и куда пойдут дальше, также сложно, хотя поставленный Правительством РФ срок приватизации практически истек.

Главные участники «оптимизации» - государственные предприятия, решающие судьбу крупных авиационных активов. В «частной собственности» при этом пытаются оставить только долги «Кавминводыавиа». «Аэрофлот», в отличие от аналогичных ситуаций с приватизируемыми и переходящими под его «крыло» авиакомпаниями, не принял на себя обязательств КМВ. Выведенное из эксплуатации дорогостоящее государственное имущество - воздушные суда -  обесценивается без надлежащего содержания и технического контроля.

Дефолт «Кавминводыавиа» имеет не только кредитный характер. Дальнейшее невыполнение авиакомпанией обязательств и затягивание процесса урегулирования путем передачи залогового имущества в пользу кредиторов, как указывал в письме министру транспорта И.Е.Левитину президент Национального резервного банка Александр Лебедев, «будет оценено банковской системой как сигнал о невозможности кредитования авиаперевозчиков из-за непрозрачности процедур управления и принятия решений о развитии отрасли в целом».